2.2 Начало военной экспансии Москвы - Частная компания «Нокаут ремонт»

Строительная компания NR
Перейти к контенту
 
ного   психоза, затормозивших естественноисторическое развитие страны, не оставивших   возможностей для просвещения, культурного обмена и творчества. В стране начал   создаваться режим осажденной крепости, со всех сторон окру­женной врагами:   еретиками-латинянами и погаными нехристями. Было отверг­нуто сближение с   католической церковью, запрещен выезд за границу даже для бояр, въезд и транзитный проезд для   иностранцев. Все более жестоким публич­ным репрессиям стало подвергаться   инакомыслие и вольнодумство, вплоть до сжигания вероотступников в клетках. В   борьбе с гуманистом Н. Сорским побе­дил воинствующий идеолог государственного   православия и неограниченного царского самодержавия Иосиф Волоцкой, Академик   Д. Лихачев отмечал, что переход от средневековой культуры к культуре нового   времени наметился в России лишь в ХVП веке, но и в нем развитие культурных   явлений не отлича­лось стройностью и ясностью.
  
В начале XVI в. церковные круги начали разрабатывать   доктрину «Москва· - Третий Рим», которая подчеркивала вселенское значение   светской власти и мо­щи русского царя как единственного и последнего после   Византии защитника и
  
. распространителя правильной христианской веры. Н. Бердяев   отмечал, что чисто религиозная идея воплощения на земле православной правды,   Царства Божьего, с самого начала «была затуманена идеей империалистической,   волей к могущест­ву». При Иване Грозном она стала официальной доктриной   государства и легла в основу духовного воспитания русских царей. Ею   оправдывались все завоеватель­ные войны России с иноверцами - в Прибалтике,   Причерноморье, на Балканах, в Сибири, на Дальнем Востоке, на Кавказе, в   Средней Азии. Во второй половине XVll в. всемирно-православную доктрину   органически дополнила предложенная хорватским эмигрантом Крижаничем идея   панславизма - сплочения славянских народов и государств вокруг России, якобы   призванной освобождать и защищать их от иноземцев. Даже А. С. Пушкин под   влиянием этой идеи считал подавление Россией польского восстания 1830 г.   семейным делом славян, до которого осталь­ной Европе не должно быть дела. На   эти два идеологических «кита» опирался ве­ликодержавный военно-политический   курс России до октября 1917 г.
  
Таким образом, к началу XVI в. в России окончательно   сложился военно-государственный и социальный порядок, определивший судьбу   страны и народа вплоть до нашего времени. Речь идет не только об объединении   Северо-Восточ­ной Руси под властью Москвы и освобождении ее от ордынского   режима, но и о полном приоритете военных усилий государства перед любыми   другими интере­сами и проблемами, о постоянном стремлении государственных   элит к наращи­ванию военной мощи, расширению границ и внешнеполитического   диктата, об административном перераспределении основной массы   производственных ре­сурсов на военные нужды и широком использовании   принудительного труда, об авторитарном характере и культе верховной власти, о   преобладании силовых ме­тодов управления страной, подавлении оппозиции и   личности.
22-23
       
В.· Ключевский подчеркивал «боевой строй   государства», в котором «ка­ждый обязан был или оборонять государство, или   работать на государство, т.е. кормить тех, кто его обороняет. Были командиры,   солдаты и работники, не было граждан ... » По мнению историка Н. Костомарова, « ... истинное величие ис­торических лиц в том положении, которое занимал Иван Васильевич, должно измеряться степенью благотворного стремления доставить своему народу воз­можно большее благосостояние и способствовать его духовному развитию; с этой стороны государствование Ивана Васильевича представляет мало данных. Он умел расширять пределы своего государства и скреплять его части под сво­ею единою властью, но эпоха его мало оказала хорошего влияния на благоус­троение подвластной ему страны. Сила его власти переходила в азиатский дес­потизм, превращающий всех подчиненных в боязливых и безгласных рабов. Такой строй политической жизни завещал он сыну и дальнейшим потомкам».
 
Современный историк Н. Борисов в книге «Иван Ш» пишет: «Московская экспансия консолидировала ее геополитических соперников. Ненависть к «мос­ковитам» становилась общим местом во внешней политике и общественном мнении западных соседей России. Для самой Москвы каждый новый шаг на­встречу Европе был связан с угрозой «тлетворного влияния Запада». Основан­ная на азиатских по сути своей принципах, московская монархия была несо­вместима с западноевропейской системой ценностей». Автор тут же оговарива­ется: «Не следует понимать это бесспорное положение как хуление нашего Отечества. Речь идет о типологически ином пути развития российского обще­ства - пути, единственно возможном и по-своему продуктивном». Автор прав: для реализации великодержавных амбиций правящих кругов слаборазвитой страны другого пути не было, Не надо только утверждать, как это делают учеб­ники истории, что деяния Ивана Ш были целесообразны с точки зрения общена­циональных интересов и отвечали чаяниям огромного большинства населения. Видимо, авторов учебников совершенно не смущает, что наступательные за­хватнические войны требовали огромных людских и материальных жертв, по­стоянного расширения военно-поместной системы, все более жесткого прикреп­ления крестьян к помещикам, увеличения оброка и барщины, государственных податей и повинностей, военно-полицейского произвола. Все это, а также бес­численное множество крестьянских бунтов и восстаний в русской истории мож­но игнорировать или оправдывать с высот великодержавного подхода.
 
Разумеется, новый порядок не смог бы утвердиться на Руси, если бы он не отвечал интересам ведущих слоев общества. Князья, лишившись суверенных прав в своих княжествах, обрели положение высшей знати при дворе государя всея Руси и соответствующую власть над этой расширяющейся Русью. Дворя­не, вынужденные нести военную службу и погибать в бесчисленных войнах, получили в свое распоряжение земельные поместья с крестьянами и надежду на их расширение по мере новых завоеваний. Купцы; страдая от роста военных налогов, немало и выигрывали от военных заказов и расширения границ, осо­бенно в пушных районах Сибири. Устойчивость и внутренний консерватизм системы несомненны. Поколебать ее могли только очень большие военные, экономические и политические перегрузки.

23
© 2008-2023
Назад к содержимому