2.2 Начало военной экспансии Москвы - Частная компания «Нокаут ремонт»

Строительная компания NR
Перейти к контенту
Главным направлением военных усилий Москвы стало наступление на Литву и затем на Польшу. Осуществлялось это под лозунгом собирания «всея Руси», включая Белоруссию и Украину. Ключевский отмечал что «это стрем­ление возникло и разрабатывается прежде всего в московской правительствен­ной среде и уже оттуда, из правительственного круга проникает в общество». Никаких особых прав на Белоруссию и Украину кроме военной силы у Москвы не было. Еще в XII веке княжеские междоусобицы отделили Северо-Восточную Русь от Киевской. (в 1169 г. суздальское войско разгромило и разграбило Киев, не пощадив ни храмов, ни жен, ни детей). После Батыева погрома почти вся Украина, Белоруссия и Смоленское княжество оказались в составе Литвы, не подчинившейся Золотой орде. Они сохраняли широкую религиозную и полити­ческую автономию. Литовско-русская федерация поддерживала дружеские от­ношения с Новгородом, Псковым, Тверью и некоторое время даже родственно-­опекунские отношения с Москвой (родной бабкой Ивана была дочь великого князя Литовского). Польско-литовско-русские (смоленские) войска еще в 1340 и 1362 гг. нанесли первые крупные поражения Золотой орде, подорвав ее воен­ную мощь, а в 1410 г. в битве при Грюнвальде разгромили войска Немецкого ордена, остановив его продвижение на Восток.  
 
В посланиях крымскому хану Иван III писал, что у него с Литвой прочно­го мира быть не может, пока он не воротит своей отчины, всей Русской земли, что борьба будет перемежаться только перемириями для восстановления сил, чтобы перевести дух. Москва активно поощряла разорительные набеги крым­ских ханов на Украину и Белоруссию, вела переговоры с Австрией о разделе Польши и семь раз воевала с Литвой и Польшей в XVI веке, что ускорило их сближение в единое государство. Наступление Москвы на Казань и союзничест­во с Австрией побудили Турцию переориентировать крымского хана на проти­воборство с Русью. Набеги из Крыма стали достигать самой Москвы и вынудили ее вновь выплачивать дань в виде даров хану. «Состояние непрерывной борьбы, - писал Ключевский, - стало нормальным для Московского государства в XVI веке». По оценке Н. Карамзина, впервые десятилетия численность дворянского ополчения, созываемого по случаю войны, была доведена до 300 тысяч «бояр­ских детей» и 60 тысяч сельских ратников. Население страны в то время не пре­вышало пяти миллионов человек Для сравнения: Франция в период итальянских войн с Испанией (1494-1559 гг.) имела в действующей армии 30-40 тыс. человек при численности населения 15-16 миллионов. В 1588 г. Испания пыталась завое­вать Англию, направив к ее берегам флот с 18-тысячным войском.
 
Прямое изъятие на войну огромной массы мужчин сопровождалось еще более широким изъятием земли и крестьянского труда на содержание военно­служащего дворянского сословия. По подсчетам В. Ключевского, за 200- тысячной ратью можно предполагать 30 миллионов десятин пахотной земли. Особенно тяжелой оказалась судьба крестьян в мелкопоместных хозяйствах постоянно на грани полного разорения. Уход с насиженных мест к более круп­ному помещику, боярину или в монастырское хозяйство становится обычным явлением. Поэтому, прежде всего в целях обеспечения способности основной
20
массы дворян к военной службе Судебник 1497 г. ограничивает право кресть­янского перехода к другому землевладельцу Юрьевым днем (неделя до и неде­ля после 26 ноября). Вольный крестьянский труд, замечает В. Ключевский, «начинает уже стесняться по мере сосредоточения в руках служилого сословия, военного класса, вербуемого государством для внешней обороны»
 
В первой половине XVI в. в добавление к конному дворянскому ополче­нию начинает создаваться более постоянное пехотное стрелецкое войско из служилых людей по прибору, т.е. недворянского звания, организуется казенное производство медных и чугунных осадных пушек Главными расходами казны становятся военные расходы. Налоги на землю, промыслы и торговлю начина­ют неудержимо расти, не оставляя достаточных средств для технического ос­нащения ручного труда в городе и особенно в деревне. Военным нуждам была подчинена и внешняя торговля. Главной статьей ввоза стало огнестрельное оружие, ядра, порох, сукна, серебряные деньги. Все это приобреталось у ган­зейских купцов в Новгороде и Прибалтике в обмен на сырье и полуфабрикаты - меха, смолу, воск, мед, кожи, пеньку, лен.
 
Враждебность военного курса московского правительства жизненным ин­тересам русского и соседних народов была очевидна для мыслящей части об­щества уже в те далекие времена. Дочь Ивана III, выданная замуж за литовско­го великого князя, писала отцу: « ... Вся земля, все надеялись, что со мною из Москвы в Литву пришло все доброе, вечный мир, любовь кровная, дружба, по­мощь на поганство; а ныне, государь отец, видят все, что со мною все лихо к ним пришло: война, рать, осада, сожжение городов и волостей; проливается христианская кровь, жены остаются вдовами, дети сиротами, плен, плач, крик, вопль». Царь дал суровую проповедь дочери, требуя не забывать о православии. Около 30 лет провел в заточении греческий монах Максим, приглашенный сы­ном Ивана Василием III для перевода греческих богослужебных книг. Его пре­ступление состояло в обличительных сочинениях и высказываниях. Особый гнев царя вызвало поучение Максима Грека «О нестроении и бесчинии царей и властей», где говорилось: «Все только живут для себя, думают о расширении пределов держав своих, друг на друга ополчаются, друг друга обижают и льют кровь верных народов ... » В одном из посланий царю Максим советовал хра­нить мир со Всеми и не внимать речам тех, кто будет Подстрекать На войну.
 
Общественная мысль России в конце XV - начале XVI вв. была букваль­но пронизана гуманистическими идеалами: свобода человеческой воли и выбо­ра между добром и злом (Ф. Курицын), ценность человеческой жизни, веротер­пимость, национальное равенство (Ф. Косой), нестяжательство и нравственное самосовершенствование человека (Н. Сорский), закон, правда и милосердие как основа общественного добра и дела народного (Ф. Карпов), хлеб и крестьян­ский труд как основа жизни и общества, необходимость сокращения налогов и оброка (Ермолай-Эразм), недопустимость закабаления и порабощения кресть­ян, ростовщичества, телесных наказаний (В. Патрикеев). Но эпоха Возрождения на Руси не сложилась. И произошло это не из-за языкового барьера с латиноя­зычной Европой, а из-за непомерных военных нагрузок и военно-государствен-
21
© 2008-2023
Назад к содержимому